Максим Сидоров

Для начала отвечу на вопрос, почему я хотел бы работать в исполкоме. Сам ответ очень простой и короткий: хочется, чтобы всё было по уму.

Небольшое отступление. В 2016 году в одной масштабной дискуссии в ru-chgk я наткнулся на комментарий незнакомого мне человека. Он писал:

Я занимаюсь развитием ЧГК во Владивостоке несколько месяцев, и многие вещи для меня до сих пор непонятны. Например, почему сайт МАК в таком ужасном состоянии, почему нет централизованного ресурса о ЧГК, почему всё обсуждение ведётся на полумёртвой платформе, почему у крупных турниров нет нормальных информационных ресурсов.

Эти слова полностью соответствовали моему взгляду на происходящее в движении. Я тоже не понимал, почему в сообществе, состоящем из нескольких тысяч априори толковых людей, всё… вот так.

Я зафрендил этого человека — просто чтобы не потерять его, и пересматривая позднее список друзей, с трудом вспоминал: а, тот парень из Владивостока, который понимает, как всё должно быть устроено. Писать ему, конечно, не стал — какой смысл, ведь даже если мы полностью сойдёмся во взглядах и будем готовы активно работать, вдвоём мы ничего не изменим.

И дело даже не в количестве приложенных усилий, а в том, что работа, посильная одному-двум людям, могла быть реализована в движении только через МАК. В качестве примера — в начале 2020 года Максим Поташёв сообщил о начале разработки новой версии кодекса и предложил присылать предложения по его изменению. Я был совершенно не готов заниматься кодексом без уверенности, что моя работа будет востребована, поэтому списался с Максимом, получил подтверждение, что комиссия внимательно рассмотрит мои предложения, и даже практически сделал всё, что запланировал сделать. Но я понимал: последнее слово всегда будет за комиссией, потому что так устроены комиссии МАК. Это, как минимум, демотивировало.

Потом наступил март, ЧГК прекратилось, незавершённые поправки к кодексу ушли на десятый план, я занимался архивами ЧГК-фотографий, а там и новый год наступил… а потом всё завертелось: неожиданное объявление в chgk.global, запись в уставную и IT-группы, первые обсуждения… и в какой-то момент я понимаю, что мой коллега по этим группам Евгений Кан — тот самый автор запавшего в память комментария.

Всё сошлось.

Буквально в первые дни общения в группах стало ясно, что у активных участников в целом один и тот же взгляд на то, каким должно быть движение. Мы пытались сформулировать это, в разных словах и в разной форме, и соглашались с формулировками друг друга. Мы хотим, чтобы всё было по уму. По-человечески. Так, как должно быть в свободном обществе в двадцать первом веке. Здесь, в этом сообществе, я нашёл место для применения своих способностей, навыков, энергии. Таков развёрнутый ответ на вопрос, почему.

Второй напрашивающийся вопрос — чем я могу быть полезен в исполкоме. Или, по-другому, почему именно представительный орган, а не одна или несколько рабочих групп в новой организации?

Прежде всего — я не воспринимаю исполком в новой организации как орган власти. Органом власти является собрание, и это не формальные слова. Исполком в моём понимании — это дежурные по организации. Люди, которые готовы оперативно отреагировать на какое-то событие, или, наоборот, проработать сложное решение, которое не входит в компетенцию имеющихся рабочих групп. Люди, которые умеют слушать, к которым можно обратиться с проблемой или пожеланием. Люди, которые следят за тем, чтобы организация работала так, как задумано. И в любом случае, это люди, которые готовы уделить достаточно много своего времени определённой работе, не всегда интересной, приятной или почётной, но нужной и зачастую срочной.

Поэтому я считаю, что в исполкоме нужны те, кто, во-первых, понимает, какой должна быть новая организация и как этого добиться, а во-вторых, готов заниматься необходимой текущей работой. В процессе рождения новой организации я познакомился или лучше узнал людей, которые отвечают этим требованиям, и поддержу тех из них, кто выдвинул свою кандидатуру. При этом мне кажется, что и моё участие в работе над УС тоже было важным, а моё ви́дение совпадает с тем, что заложено в новое сообщество. И я надеюсь быть полезным в координирующем органе, во всяком случае, в первое время, когда только идёт становление организации и закладывание традиций.

Третий потенциальный вопрос — о моём опыте, который поможет мне в работе. Тут совсем коротко.

  • В 2000—2003 годах мы вместе с Денисом Мамонтовым разработали, запустили и поддерживали новый рейтинг команд ЧГК — первый, который считался на компьютере, а не вручную.
  • В 2002—2006 годах я входил в комиссию МАК по унификации правил и был одним из создателей первой версии Кодекса спортивного «Что? Где? Когда?».
  • В 2009—2014 году был последним президентом Интернет-клуба «Что? Где? Когда?». Вдохнуть жизнь в умирающий клуб я не смог, но опыт созыва собрания членов клуба, попытки обновления его устава очень помогли мне сейчас, в работе уставной группы.
  • В 2011—2012 годах работал членом ревизионной комиссии ЛУК, в 2012—2015 был её председателем.
  • Участвовал в конгрессах МАК 2009 и 2014 годов.
9 симпатий

Как должны быть устроены комиссии, чтобы не получилось, что “последнее слово всегда будет за комиссией”?

Проблема не в том, что последнее слово за комиссиями (но об этом в конце). Нормально работающие комиссии должны прислушиваться ко мнениям со стороны, гибко реагировать на них, кооптировать полезных людей. Понятно, что нет смысла проводить опрос, какой фреймворк взять для нового сайта. Но если есть возможность показать промежуточный результат и собрать отзывы, это нужно делать.

В МАК комиссии являются довольно закрытыми структурами. Правление назначает председателя, тот сам набирает состав. Например, помню, что Уварова предложила заявиться всем желающим. А в комиссию по правилам никакого набора не было; по-видимому, Поташёв набрал тех, кого хотел видеть. К счастью, результат показывает полную неэффективность этой схемы, достаточно просто почитать последнюю версию кодекса. Вот просто для примера: там на ИЖ возложены функции контроля за соблюдением кодекса и регламента в ходе игры, а также хранения карточек с ответами. Правда, смешно? Вот уже с десяток лет синхронов проводится больше, чем очных турниров (я уж не говорю про число участников), а кодекс всё ещё считает их какой-то экзотикой.

В новой организации, я рассчитываю, в комиссиях будут работать те, кто продемонстрирует способность давать результат. Скажем, для той же комиссии по правилам объявление Макса могло выглядеть так: пожалуйста, пришлите заявку, в ней опишите основные, на ваш взгляд, недостатки кодекса, и предложите улучшения, вплоть до конкретных формулировок. И затем набрать в состав тех, кто лучше справится с заданием. Тогда в январе 2020 года комиссия могла бы не начать собирать предложения (что она полгода до этого делала?), а выставлять проект новой версии на обсуждение.

И да, последнее слово всё равно будет за общим собранием, и в отличие от МАК, это не просто декларация. В условной ситуации с Никитой Коровиным неравнодушные члены организации моментально созывают собрание, на котором отменяют решение комиссии, а возможно, и распускают её. В случае МАК требовался промежуточный орган (клубная система и офлайновые конгрессы не способствуют прямой демократии), но у нас должно прекрасно работать напрямую.

6 симпатий